Главная » 2009 » Апрель » 2 » Линейный корабль “Айова”.
18:23
Линейный корабль “Айова”.

Линейный корабль “Айова”.

Линкор "Айова", одна из наиболее сильнейших карт в колоде американского флота во время сражений с Японией во второй мировой, являет собой прекрасный образец могучих плавучих крепостей, покорителей морей эпохи дредноутов.

С мнением специалистов, что этот корабль является одним из самых лучших линейных кораблей мира трудно не согласиться потому, что хотя линейные корабли, построенные в конце 30-х годов ведущими морскими державами и имели некоторое превосходство над "Айовой" по отдельным параметрам, однако ни в одном из них не была так тщательно и удачно сбалансирована вся комбинация основных боевых характеристик. Не случайно "Айову" иногда сравнивают с германскими линейными крейсерами первой мировой войны, которые считались классическими тяжелыми артиллерийскими кораблями. Это обстоятельство было тем более приятно американским кораблестроителям, ведь работали они в условиях действия международных договоров по ограничению военно-морских вооружений.

Проектирование.

Предполагалось, что стандартное водоизмещение "Айовы" не должно превышать 45 тысяч тонн, при том, что еще в начале 20-х годов водоизмещение в 50 тысяч тонн признавалось недостаточным для полноценного корабля такого класса. Япония, в свою очередь, уже в 1936 году открыто отказалась от всяких ограничений по водоизмещению линкоров и главного калибра их артиллерии, каковые ограничения создавались прежде всего во имя сдерживания роста мощи японского флота, приступив к созданию знаменитых сверхдредноутов типа "Ямато". Как полагали в Европе и США, водоизмещение новых японских линкоров не будет превышать 45 тысяч тонн, а калибр главной артиллерии – 406 мм. Интересно, что даже когда "Ямато" и его однотипный собрат "Мусаси" погибли в сражениях, противники Японии все еще не обладали точными сведениями о характеристиках уничтоженных ими кораблей. Это заблуждение и необходимость прохождения новыми кораблями Панамского канала заставили американских кораблестроителей начать в 1937 году проектирование корабля со стандартным водоизмещением в 45 тысяч тонн. Первоначально за основу был взят проект уже введенного только что в строй линейного корабля "Южная Дакота".

Ожидалось, что корабли будут иметь довольно высокую максимальную скорость порядка 35,5 узла, но весьма слабое бронирование.

К февралю того же года были представлены новые проекты кораблей с усиленной броневой защитой, однако стандартное водоизмещение их значительно превышало установленный лимит, и в марте 1938 года решено было продолжить разработку уже “тихоходного” линейного корабля, сочетавшего в себе более низкую скорость передвижения и серьезную защиту.

Наконец, в апреле того же года был готов оптимальный проект “быстроходного” линейного корабля предусмотренного водоизмещения, ставший, как и предполагалось изначально, дальнейшим развитием линкора "Южная Дакота". В него были заложены такие же броневая защита и состав вооружения.

Совершенствование проекта шло по нескольким направлениям. Во-первых, дорабатывалась конструкция артиллерии главного калибра – 16-дюймовых (406 мм) орудий. Во-вторых, система бронирования и общая конструкция корабля проектировались таким образом, чтобы выдержать воздействие снарядов 16-дюймовых орудий линкора "Южная Дакота", которые американцы считали самыми мощными орудиями того времени. В-третьих, увеличивались главные размерения проектируемого линкора по сравнению с линкором-прототипом, что позволяло более рационально разместить 127-миллиметровые орудия универсального калибра и орудия малокалиберной зенитной артиллерии.

Конструкция.

Корпус корабля – гладкопалубный, разделен водонепроницаемыми перегородками на 32 отсека, с двойным дном, где располагаются топливные цистерны. Горизонтальными перекрытиями являются три палубы и около десяти платформ. В районе машинных и котельных отделений по бортам установлено множество продольных и поперечных переборок, образующих водонепроницаемые отсеки, являющиеся дополнительной защитой. Некоторые из этих отсеков используются в качестве топливных цистерн.

Общая масса главных механизмов "Айовы" составила 4999 тонн, в то время как на "Южной Дакоте" она не превышала 3580 тонн.

Главный броневой пояс толщиной в 307 мм простирается по всей длине корпуса корабля (для сравнения толщина главного броневого пояса линкора "Ямато" составлялв 410 мм). В результате по бортовой защите "Айова" и ее собратья оказались, пожалуй, наиболее слабыми из всех новейших линкоров. Видимо, желая сохранить столь обескураживающий факт в тайне, американцы упорно приводили искаженные данные по бронированию, и во всех справочниках 50-х, 60-х и даже 70-х годов "айовам" приписывается более чем внушительный пояс толщиной 406-457 мм, что в полтора раза больше, чем в действительности! В нижней своей части толщина броневого пояса уменьшается до 40 мм и образует довольно значительный скос верхней кромкой наружу. Ниже ватерлинии этот броневой пояс в сочетании с бортовыми отсеками, образованными продольными переборками, представляет собой противоторпедную защиту. Боевая рубка защищена 445-миллиметровой броней.

Система противоторпедной защиты (ПТЗ) была спроектирована вполне рационально. Она рассчитывалась на сопротивление взрыву 700 фунтов (317 кг) тротила и включала четыре наклонные продольные переборки, третья из которых являлась нижним броневым поясом. Включение в состав ПТЗ нижнего броневого пояса существенно повышало со-противляемость подводному взрыву. Однако американцы недооценили оружие противника. Вес боевой части японской 610-мм торпеды типа 93 составлял 490 кг, а на принятой на вооружение в 1943 году модификации 93 мод.3 — 780 кг, то есть в два с лишним раза больше, чем предполагалось создателями "Айовы"! Разумеется, выдержать взрыв такого заряда ПТЗ американских линкоров не могла даже теоретически.

Артиллерия и оборудование.

Главный калибр.

Главная артиллерия линкора представлена девятью 406-мм орудиями, размещенными в трех орудийных башнях. При максимальном угле возвышения 45 градусов и массе снаряда 1225 кг предельная дальность стрельбы достигает 38720 метров. Такой снаряд был способен разрушить 600 миллиметровую броню с дистанции в 9 километров, а 300 мм броню – с 27 километров. Достоверных данных о скорострельности 406 мм орудий нет, однако известно, что за один час все девять орудий линкора способны выпустить около 1000 снарядов.

Зрелище, достойное кинохроники.

В качестве универсальной артиллерии установлены 127-мм орудия, которые размещались по 2 в 10 башнях. Эти башни располагались таким образом, что четыре могли вести огонь в носовых и кормовых углах, а шесть – на траверзах.

Зенитная артиллерия была представлена 40-мм автоматами Bofors и 20-мм автоматами Oerlicon. Количество зенитных автоматов на кораблях серии варьировалось год от года. Так, на линкоре Айова после вступления в строй тех и других было по 60, а в декабре 1944 года 40-мм автоматов стало 76, а 20-мм – 52.

Говоря о радиоэлектронном вооружении, нельзя не отметить, что США в этой области к концу Второй мировой войны по праву считались бесспорным лидером. Радиолокационные средства линкоров типа "Айова" для своего времени были лучшими в мире. Они включали радары обнаружения воздушных и надводных целей, радары управления огнем главных калибров, универсальной и зенитной артиллерии, а также средства радиоразведки и радиопротиводействия

Первые линкоры новой серии, "Айова" и легендарный "Миссури", строились на военно-морской верфи в Нью-Йорке. Следующие за ними "Нью-Джерси", "Висконсин" и "Иллинойс" – на военно-морской верфи в Филадельфии, а "Кентукки" – в Норфолке.

Служба.

"Айова", главный герой нашего рассказа, был спущен на воду 27 февраля 1942 года, в критический для США и их союзников период борьбы в Тихом океане.

Однако, как и иные линейные корабли того времени, участие в боевых действиях он принимал только на вторых ролях, фактически в качестве плавучей артиллерийской батареи поддержки высадки десантов во время сражений за многочисленные острова.

Первый год службы линкора "Айова" был не очень удачным. 16 июля 1943 года, совершая переход из Нью-Йорка в Каско-Бей (штат Мен), следуя узким, продуваемым ветром семимильным каналом с сильным течением, корабль сел на мель и прорубил пробоину в днище. Нельзя сказать, что канал представлял малоизученный район плавания для экипажа. Тогда были повреждены 16 топливных цистерн, горючее из которых вылилось в море. Президент США Рузвельт лично рассматривал рапорт об аварии линкора.

27 августа 1943 года корабль направился в Ардженшию (о. Ньюфаундленд), где провел несколько недель в ожидании выхода в море германского линкора "Тирпиц", который считался тогда главной угрозой мореходства союзников на Европейском театре войны. После этого "Айова" прибыл в Великобританию, которую покинула 13 ноября 1943 года с президентом Рузвельтом на борту, направлявшимся в Тегеран на совещание “большой тройки”, состоявшей из США, Великобритании и СССР.

На второй день этого плавания линкор опять едва не стал жертвой непредсказуемого случая, когда с эскадренного миноносца "Вильям Д. Портер", сопровождавшего линкор, случайно выстрелили торпеду (!). С эсминца передали: “Торпеда идет за вами”, ”Торпеда моя”, ”Я ее расстреляю”. На скорости 29 узлов "Айова" уклонился от торпеды, которую расстреляли на расстоянии 1000 ярдов от корабля.

16 декабря 1943 года "Айова" благополучно вернулся в США.

21 января 1944 года "Айова" направился в Тихий океан и на следующий день вошел в состав 5-го флота США. 18 марта того же года он вместе с "Нью-Джерси" в охранении нескольких эсминцев обстреливал береговые позиции противника на атолле Милли (Маршалловы острова). В этой операции линкор "Айова" получил два попадания 152-мм снарядов, не причинивших ему серьезных повреждений.

Продолжая поддерживать соединение авианосцев в районе Новой Гвинеи, линкор принимал участие в высадке десанта на островах Сайпан и Тиниан.

Затем, после перерыва на ремонт и отдых экипажа, корабль вернулся в зону боевых действий уже в апреле 1945 года и на протяжении всего времени до окончания второй мировой войны участвовал в операциях в районе островов Окинава и Кюсю. В июле огнем своей артиллерии он подавлял цели береговой обороны японцев на островах Хоккайдо и Хонсю, и 29 августа вошел в Токийский залив. На борту его близнеца "Миссури" 2 сентября был подписан акт о капитуляции Японии.

Линкор «Миссури» на токийском рейде во время церемонии подписания капитуляции.
Японская делегация на палубе «Миссури» перед подписанием капитуляции 2 сентября 1945 года.
Американские ценности в военно-морском исполнении.

С 24 марта 1949 до 25 января 1951 года "Айова" находился в резерве, после чего его вновь ввели в боевой состав флота для участия в войне против Корейской народно-Демократической республики. В частности, он принимал участие в обстреле объектов порта Вонсан вплоть до декабря 1952 года. Затем корабль вернулся в США для проведения докового ремонта в Норфолк и был снова выведен из состава флота в резерв на военно-морской базе Филадельфия 24 февраля 1953 года. Впоследствии, в начале 80-х годов, находящиеся в резерве линкоры типа "Айова" были модернизированы и преобразованы, путем установки на них крылатых ракет "Томагавк", в ударные ракетные корабли. До сих пор четыре корабля этого класса находятся в составе ВМФ США, поставив своеобразный рекорд долголетия среди боевых кораблей. В настоящее время весьма проблематично спрогнозировать последствия воздействия на линейные корабли современных систем вооружений, однако, обладая гораздо более высокой живучестью по сравнению с кораблями других классов (кроме авианосцев), они, несомненно, неся на себе мощное ударное оружие, имеют весьма высокие боевые качества.

Категория: Физика | Просмотров: 2211 | Добавил: azax | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close